Борев Ю. Б. Б 82 Эстетика. В 2-х т. Т. 1 5-е изд


НазваниеБорев Ю. Б. Б 82 Эстетика. В 2-х т. Т. 1 5-е изд
страница1/37
Дата публикации12.03.2013
Размер6.7 Mb.
ТипКнига
www.userdocs.ru > История > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37







УДК 18 ББК 87.8 Б 82

Борев Ю. Б.

Б 82 Эстетика. В 2-х т. Т. 1 - 5-е изд., допол,- Смоленск: Русич, 1997. — 576 с.: ил.

Эта книга дает наиболее систематическое и современное изложение полного курса эстетики как научной дисциплины. Автор пытается подвести теоретические итоги художественной культуры XX века, рассматривает вопросы природы, сущности, происхождения и истории развития искусства. Большой раздел посвящен категориям эстетики, где по-новому освещаются прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое и другие категории.

В книге излагаются такие новые проблемы, как герменевтика - теория понимания искусства, рецептивная эстетика, риторика и поэтика художественного произведения. Рассмотрена методология анализа художественного произведения и методология анализа художественного процесса. Автор привлек богатый материал из истории мирового искусства, а анализ многих классических и лучших современных произведений убедительно иллюстрирует теоретические положения, выдвигаемые в книге.

Предлагаемая книга является современным учебным пособием для искусствоведов, художников, студентов, изучающих эстетику. Доступность изложения делает книгу интересной для широкого круга читателей и всех, кто любит искусство и хочет понимать его лучше.

Книга богато иллюстрирована черно-белыми и цветными репродукциями.

Б 1800000000

ББК 87.8

ISBN 5-88590-663-7 (т. 1) ISBN 5-88590-662-9

© Ю. Б. Борев, 1996 © «Русич», 1997

© А. А. Барейшин, А. А. Шашкевич, оформление, 1997


ОГЛАВЛЕНИЕ

ОТ АВТОРА 11

  1. ВВЕДЕНИЕ. Эстетика как наука 17

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭСТЕТИКИ 19

Что изучает эстетика

(взаимоотношения эстетики и мира) 19

Кому и зачем нужна эстетика

(отношение эстетики к художнику и публике) 22

Дает ли эстетика нормы искусству (взаимоотношения

эстетики и художественного творчества) 25

Эстетика и власть

(взаимоотношения эстетики и государства) 27

СИСТЕМНОСТЬ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ 30

Наука - это система 30

Единство (монизм) системы 33

Научный метод 38

  1. ЭСТЕТИКА - ТЕОРИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Наука об общечеловеческих аспектах освоения мира 41

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 43

Многообразие форм эстетичпской деятельности... 43

Соотношение эстетической и художественной

деятельности 45

Дизайн 49

Терминологический аппарат эстетической

деятельности 54

ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ ЭСТЕТИКИ 57

Эстетика действительности 57

Эстетика искусства 58




4

Практическая эстетика 59

Техническая (индустриальная) эстетика 61

Теоретико-информативная эстетика 64

Рецептивная эстетика 65

3. ЭСТЕТИКА - АКСИОЛОГИЯ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ. Наука об эстетическом богатстве действительности и искусства 67

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ - ЦЕННОСТЬ ДЛЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

КАК РОДА 69

Теоретические модели эстетического 69

Эстетическое и полезное 72

Эстетическое как ценность 76

Системообразующее значение эстетического 79

ПРЕКРАСНОЕ - ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ

И СФЕРА СВОБОДЫ 82

Маленькое введение 82

Прекрасное в истории эстетики 83

Прекрасное и мера 109

Прекрасное в природе и в обществе 111

Прекрасное в искусстве 113

ВОЗВЫШЕННОЕ - ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ

И СФЕРА НЕСВОБОДЫ 116

Возвышенное в истории эстетической мысли 116

Природа возвышенного 122

Возвышенное в искусстве 124

ТРАГИЧЕСКОЕ - ГИБЕЛЬ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ ВО ИМЯ РАСШИРЕНИЯ

СФЕРЫ СВОБОДЫ 129

Трагическое в истории эстетики 129

Трагедия - невосполнимая утрата

и утверждение бессмертия 134

Общефилософские аспекты трагического 138

Трагическое в искусстве 141

Трагическое и философия революционного насилия 153


5

Сущность трагического 159

КОМИЧЕСКОЕ - ОТВЕРЖЕНИЕ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ

ЦЕННОСТЕЙ, РАСШИРЯЮЩЕЕ СФЕРУ СВОБОДЫ 162

Предваряющие соображения 162

Концепции комического в истории эстетики 165

Комическое - социокультурная реальность 171

Комизм как критика 173

Комическое как противоречие и неожиданность 177

Чувство юмора и остроумие 181

Разрушающее и созидающее в смехе 182

Типы и оттенки комизма. Мера смеха 185

Комическое как утверждение радости бытия 192

Историзм комедийного анализа жизни 199

МНОГООБРАЗИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ СВОЙСТВ 204

Безобразное - отрицательная общечеловеческая ценность

в сфере свободы 204

Низменное - отрицательная общечеловеческая ценность

в сфере несвободы 206

Ужасное - гибель общечеловеческих ценностей,

сужающая сферу свободы 208

Целостность и разорванность 210

Эстетические понятия и их взаимоотношения

с категориями 212

Полифоничность и взаимодействие эстетических

свойств в жизни и в искусстве 215

  1. ЭСТЕТИКА - СОЦИОЛОГИЯ ИСКУССТВА. Наука об общественной природе художественного творчества 221

ИСКУССТВО КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ 223

Концепции искусства в истории эстетики 223

Искусство - форма общественного сознания 229

Искусство и ноосфера 233

Искусство — модель деятельности личности

и художественное освоение мира 236

Искусство - концентрированное выражение общественной практики, обобщение «опыта отношений» 240


6

Личное, национальное, межнациональное

и общечеловеческое в искусстве 244

Народность искусства 251

ПОЛИФУНКЦИОИАЛЬНОСТЬ ИСКУССТВА 256

Общественно-преобразующая функция (искусство как

деятельность) 256

Компенсаторная функция (искусство как утешение) 258

Познавательно-эвристическая функция

(искусство как знание и просвещение) 259

Художественно-концептуальная функция

(искусство как анализ состояния мира) 261

Функция предвосхищения («кассандровское начало»,

или искусство как предсказание) 264

Коммуникативная функция (искусство как общение) 267

Информационная функция

(искусство как сообщение) 269

Воспитательная функция (искусство как катарсис) 270

Внушающая функция

(искусство как суггестия) 272

Эстетическая функция (искусство как формирование

творческого духа и ценностных ориентаций) 275

Гедонистическая функция

(искусство как наслаждение) 277

Единство предмета и цели искусства 279

Объект и предмет искусства 281

  1. ЭСТЕТИКА - ГНОСЕОЛОГИЯ ИСКУССТВА. Наука о художественном мышлении 283

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ - ФОРМА

ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ 285

Гносеологическая и онтологическая

концепции искусства 285

Метафоричность, парадоксальность, ассоциативность 286

Самодвижение 289

Многозначность и недосказанность 290

Индивидуализированное обобщение. Типизация 293

Прочувствованная мысль, обмысленное чувство 295


7

Реалии мира и личность художника -

строительный материал образа 297

Оригинальность 300

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ -

СИСТЕМА ОБРАЗОВ 302

Художественная реальность

и художественная концепция 302

Ценность, целостность и изоморфность художественной

реальности 306

Художественная правда и правдоподобие 308

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТОД -

СПОСОБ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ 313

Наука, искусство и факт 313

Природа художественного метода 314

  1. ЭСТЕТИКА - ТЕОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО

ОБЩЕНИЯ. Наука о творческом взаимодействии реципиента и произведения 319

ИСКУССТВО КАК ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБЩЕНИЕ 321

Звенья и формы художественного общения 321

Художественное общение в свете теоретико-информативной

эстетики 326

ИНТОНАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОГО

ОБЩЕНИЯ 331

Природа интонации и ее роль в процессе

художественного общения 331

Виды интонирования 333

  1. ЭСТЕТИКА - ТЕОРИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА. Наука

о творческом процессе 335

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК

СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 337

Творческий процесс 337

Автор. Иерархия творческих предрасположенностей 339

Генезис текста. Творчество как воплощение замысла 343


8

Художественное творчество - создание непредсказуемой

художественной реальности 347

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ

ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА . 353

Память, воображение, ассоциации, вдохновение 353

Сознание и подсознание 357

  1. ЭСТЕТИКА - СЕМИОТИКА ИСКУССТВА. Наука о знаках и знаковых системах

художественного общения 361

СЕМИОТИКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 363

Знаки и их роль в художественном общении 363

Типология знаков в семиотике искусства 368

ИСКУССТВО КАК ЯЗЫК 372

Многоязычье художественной деятельности 372

Произведение - метазпак художественной культуры 384

  1. ЭСТЕТИКА - КУЛЬТУРОЛОГИЯ ИСКУССТВА. Наука

об искусстве как феномене культуры и о культурном смысле художественной деятельности 387

ИСКУССТВО КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ 389

Искусство и оппозиция «цивилизация/культура» 389

Механизмы функционирования

художественной культуры 393

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБЩЕНИЕ И КУЛЬТУРА 395

Коммуникативно-культурный потенциал искусства 395

Художественная культура и язык 396

  1. ЭСТЕТИКА - ОНТОЛОГИЯ ИСКУССТВА. Наука

о социальном бытии художественной культуры 399

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

КАК ФОРМА БЫТИЯ ИСКУССТВА 401

Художественный текст - центральное звено художественного общения и первая ступень бытия искусства 401


9

Художественное произведение как вторая ступень

бытия искусства, его социальное бытие 406

Актуальное и вечное в произведении 410

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ 413

Стиль как категория онтологии искусства 413

Поле функционирования стиля 415

Структура стиля 417

Стиль - «генная» (порождающая)

программа произведения 423

  1. ЭСТЕТИКА - РИТОРИКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ И ПОЭТИКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ. Наука о средствах создания стиля

и построения художественного мира 431

РИТОРИКА - ПОЭТИКА - ЭСТЕТИКА 433

Риторика и поэтика, их предмет 433

Эстетический потенциал риторики и поэтики 436

РИТОРИКА - ЛОГИКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ, СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ 440

Риторические операции и риторические фигуры 440

Типы риторических фигур 445

ПОЭТИКА - СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ 468

Поэтика

межфразовой связи 468

Поэтика пространства, времени и действия 469

Поэтика точки зрения 471

Поэтические матрицы 474

  1. ЭСТЕТИКА - ТЕОРИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37

Похожие:

Борев Ю. Б. Б 82 Эстетика. В 2-х т. Т. 1 5-е изд iconБорев Ю. Б. Б 82 Эстетика. В 2-х т. Т. 2 5-е изд
Б 82 Эстетика. В 2-х т. Т. 2 5-е изд., допол,- смоленск: Русич, 1997. 640 с.: ил
Борев Ю. Б. Б 82 Эстетика. В 2-х т. Т. 1 5-е изд iconЭстетика киномузыки
Книга польского музыковеда Лиссы «Эстетика киномузыки» представляет собой капитальный труд, посвященный вопросу о роли музыки в создании...
Борев Ю. Б. Б 82 Эстетика. В 2-х т. Т. 1 5-е изд iconЭстетика

Борев Ю. Б. Б 82 Эстетика. В 2-х т. Т. 1 5-е изд iconСкоропанова И. С. Русская постмодернистская литература: Учеб пособие. 3-е изд., изд., и доп
Русская постмодернистская литература: Учеб пособие. 3-е изд., изд., и доп. М.: Флинта: Наука, 2001. 608 с. Isbn 5-89349-180-7 (Флинта)...
Борев Ю. Б. Б 82 Эстетика. В 2-х т. Т. 1 5-е изд iconПримерный перечень вопросов к зачету по дисциплине «Эстетика» для студентов факультета филологии

Борев Ю. Б. Б 82 Эстетика. В 2-х т. Т. 1 5-е изд iconШабельникова Н. А. Д36 История России : учеб пособие. 2-е изд
Д36 История России : учеб пособие. — 2-е изд., перераб и доп. — М.: Тк велби, Изд-во Проспект, 2006. 560 с
Борев Ю. Б. Б 82 Эстетика. В 2-х т. Т. 1 5-е изд iconШабельникова Н. А. Д36 История России : учеб пособие. 2-е изд
Д36 История России : учеб пособие. — 2-е изд., перераб и доп. — М.: Тк велби, Изд-во Проспект, 2006. 560 с
Борев Ю. Б. Б 82 Эстетика. В 2-х т. Т. 1 5-е изд iconУчебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов. 2-е...
Работа печатается по решению редакционно-издательского совета Казанского государственного педагогического университета
Борев Ю. Б. Б 82 Эстетика. В 2-х т. Т. 1 5-е изд iconАлгоритм
Ш 55 Разгром Японии и самурайская угроза. — М.: Изд-во Алгоритм; Изд-во Эксмо, 2005. — 512 с, ил
Борев Ю. Б. Б 82 Эстетика. В 2-х т. Т. 1 5-е изд iconГумилевский Л. И. Вернадский. 3-е изд
Вернадский. — 3-е изд. — М. Мол гвардия, 1988. — 255[1] с., ил. — (Жизнь замечат людей. Сер биогр. Вып. 6(325))
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
www.userdocs.ru
Главная страница