Скачать 242.33 Kb.
|
15 ) МИКРОЭКОНОМИКА - область экономической науки, которая изучает относительно маломасштабные экономические процессы, субъекты, явления. В центре внимания микроэкономики находятся производители и потребители, принятие ими решений в отношении объемов производства, продаж, покупок, потребления с учетом потребностей, цен, затрат, прибыли. Микроэкономика изучает также рыночное поведение субъектов, отношения между ними в процессе производства, распределения, обмена, потребления. Кроме того, объектом изучения микроэкономики служат отношения между производителями, предпринимателями и государством на разных рынках. Микроэкономика изучает:
Главная цель микроэкономики - общие пропорции в экономике, т.е. соотношения между объемами производства различных товаров и услуг. Также в понятие глобальных пропорций в экономике входят соотношения цен на товары и услуги, соотношения цен на факторы производства и пропорции использования этих факторов в производстве. Но для достижения главной цели микроэкономики ей необходимо решить множество попутных задач. В первую очередь среди таких задач микроэкономики нужно выделить задачи, связанные с функционированием отдельного рынка. На отдельном рынке микроэкономика изучает механизм ценообразования и уровень конкуренции (тип рынка), чтобы понять, как цена на рынке и объем продаж могут изменяться при изменении условий на этом рынке. Существуют и цели, которые возникают при изучении поведения потребителей и предприятий. Так например, основной целью изучения поведения потребителя является определение объемов потребления отдельных товаров и услуг; а аналогичной целью при изучении предприятия является определение объемов производства продукции и определение видов и объемов потребляемого при этом сырья, ресурсов и т.д. ^ — система экономических и юридических отношений, характеризующих социально-экономические и организационные формы присвоения имущества. Иными словами, собственность — санкционированные, признанные обществом отношения между людьми, возникающие в связи с существованием благ и их использованием. ^ — исторически развивающиеся общественные отношения по поводу распределения (присвоения), описывающие принадлежность субъекту, у которого имеется исключительное право на распоряжение, владение и пользование объектом собственности. Совокупность вещей, принадлежащих данному субъекту (собственнику), составляет имущество соответствующего лица, поэтому отношения собственности называются также имущественными отношениями. ^ — наиболее полный комплекс прав, которым может обладать субъект права в отношении своего имущества. В ряде теорий признаётся также собственность на некоторые права. Конституция РФ и Гражданский кодекс РФ признают и гарантируют любые формы собственности[3], при этом нормативно установлены три формы: государственная (федеральная и субъектов РФ), муниципальная и частная собственность[4]. (Важно различать понятие «собственность» в юридическом и экономическом смысле. Любые экономические отношения определяются соответствующими экономическими действиями независимо от понимания этих действий обществом. Юридические же отношения являются отражением правил, которые общество вырабатывает сознательно. Собственность, как юридическая категория, определяет принадлежность объекта собственности се субъекту, владельцу; регулирует оборот имущества, т. е. смену собственника. Собственность как правовая категория представляет собой отношения между людьми по поводу владения, пользования и распоряжения имуществом, где воля одних людей является границей для воли других. Юристы оперируют с уже существующей собственностью, они не рассматривают вопрос ее происхождения. Как экономическая категория собственность выражает отношения присвоения. В данном случае собственность — общественно-производственные отношения между людьми по поводу присвоения материальных благ, и в первую очередь средств производства. Экономисты изучают вопросы приобретения собственности путем производства, обмена, распределения. Для экономической теории очень важен объект собственности, так как обладание уникальной собственностью дает владельцу особый социальный статус по отношению к другим людям, не имеющим такой собственности.) Основными формами собственности являются: частная, коллективная и общественная. ^ имеет место там, где средства и результаты производства принадлежат отдельным лицам. Она порождает у этих лиц материальную заинтересованность в рациональном использовании вещественных факторов производства с целью достижения максимального экономического эффекта. Коллективная собственность характеризует принадлежность средств и результатов производства отдельной группе лиц. Каждый член этой группы является сособственником факторов производства и производимой продукции. К групповой собственности относятся общинная, семейная, кооперативная, собственность трудового коллектива и др. ^ представляет собой совместное достояние, т. е. принадлежность тех или иных объектов всему обществу. Эта форма собственности функционирует в виде государственной собственности. На основе базовых форм собственности (частной, коллективной и общественной) возникают ее производные формы — акционерная, кооперативная, собственность трудового коллектива, совместная и др. 17. Предпринимательство - это форма экономической деятельности, которая направлена на получение прибыли и осуществляется на риск самого предпринимателя и его средств. Предпринимательство является ванной частью социального благополучия страны. Без предпринимательства не бывает свободного рынка. Заниматься предпринимательством могут как физические, так и юридические лица. Термин «предпринимательство» является синонимом к понятию «бизнес». Предприятие - это самостоятельно хозяйствующий субъект, созданный (учрежденный) в соответствии с действующим законодательством для производства продукции, выполнения работ или оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Видами предпринимательства могут быть создание товаров, продажа услуг, посредничество Организационные формы предприятий В соответствии с гражданским кодексом РФ в России могут создаваться следующие организационные формы коммерческих предприятий: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. -^ полное товарищество; товарищество на вере (коммандитное товарищество); общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью; акционерное общество (открытое и закрытое). ^ . Это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом или ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Члены производственного кооператива несут по его обязательствам субсидиарную ответственность. Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием. В таком же порядке распределяется имущество, оставшееся после ликвидации кооператива и удовлетворение требований его кредиторов. ^ . Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за собственником имущества. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено вкладом (долям, паям). В том числе между работниками предприятия. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Унитарные предприятия подразделяются на две категории: унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения; унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления. 18) рынок – совокупность всех отношений , а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг. Условия возникновения рынка: общественное разделение труда, экономическая обособленность производителей , самостоятельность производителя. Признаки рынка: нерегулируемое предложение( производитель сам решает что , как для кого производить) нерегулируемый спрос ( потребитель сам определяет что где и когда покупать) нерегулируемая цена ( цены определяются на рынке, зависят от спроса и предложения) ^ - посредническая ( соединение производителей товаров и их потребителей -ценообразующая (установление равновесной цены) -информационная ( предоставление информации о размерах того или иного производства) -регулирующая -санирующая ^ система учреждений и организаций (банков, бирж, ярмарок, страховых компаний, консультационных и информационно-маркетинговых фирм и т. д.), обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке. инфраструктура – это комплекс отраслей хозяйства, обслуживающих производство. Включает, например, строительство дорог, каналов, портов, мостов, аэродромов, складов, энергетическое хозяйство, транспорт, связь, образование, информационное обеспечение, науку, здравоохранение и т. д.. ^ — неспособность рыночных механизмов решать некоторые экономические задачи вообще или наилучшим образом. Причины слабостей рынка заключаются в том, что в реальной жизни никогда не удается соблюсти все те условия, которые позволяют рыночным механизмам успешно решать главные экономические проблемы общества. Назовем наиболее важные из них: никто из продавцов или покупателей не должен иметь возможности влиять на формирование цен в большей мере, чем остальные участники рынка (но мы многие рынки в большей или меньшей мере монополизированы); среди продавцов, с одной стороны, и покупателей — с другой, не должно существовать сговоров с целью обеспечения для себя более выгодных условий сделок, чем можно было бы добиться при совершенной конкуренции (но такие сделки в реальности встречаются очень часто); всем участникам рынка должна быть доступна полная информация о положении дел на нем (кто, что, где, когда и по какой цене продает); все издержки по любой сделке должны покрываться только участниками, и им же должны доставаться и все выгоды от нее; государство или общественные организации не должны вмешиваться в работу рынка по политическим или религиозным мотивам. 19) Спрос — это запрос покупателя на приобретение товара по имеющимся у него средствам, которые предназначены для этой покупки. Спрос отражает потребность покупателя в некоторых товарах или услугах, желание приобрести эти товары или услуги в определенном количестве. Величина спроса- то кол-во товаров и услуг, которые покупатель готов и может приобрести в определенный промежуток времени и по определённой цене. Различают индивидуальный и рыночный спрос на товары или услуги. Если индивидуальный спрос на товары отражает желания и возможности отдельного потребителя, то общий рыночный спрос будет суммарным спроса на какой-либо товар со стороны всех потенциальных потребителей. Величина рыночного спроса не обязательно совпадает с объемом рыночных продаж. Так, например, назначение государством заниженных цен на какой-либо товар (или запрет на повышение цен) может вызвать существенный рост величины спроса. При этом объем продаж может оказаться низким в результате незаинтересованности производителя продавать по установленным ценам. ^ Повышение цен обычно ведёт к снижению величины спроса ,а снижение цен – к её увеличению Кривая спроса показывает зависимость между ценой товара и объёмами покупок , возможными при различных уровнях цен. Позволяет ответить на два вопроса : ![]()
![]() Эластичность - степень реагирования одной переменной величины в ответ на изменение другой, связанной с первой величиной Количественную меру эластичности можно выразить посредством коэффициента эластичности. Коэффициент эластичности - это числовой показатель, показывающий процентное изменение одной переменной в результате однопроцентного изменения другой переменной. Эластичность может изменяться от нуля до бесконечности. Е = Q1/Q : Р1/Р = Q1/P1 = P/Q Где : Е – коэффициент эластичности спроса по цене. Р – первоначальная цена, Q- первоначальный спрос Q1 – изменение спроса, Р1 – изменение цены. Более высокой цене соответствует меньшее число покупок. ^ : эластичность спроса по цене; эластичность спроса по доходу; эластичность предложения по цене; перекрестная эластичность спроса по цене; точечная эластичность спроса; дуговая эластичность спроса; эластичность соотношения цен и заработной платы; эластичность технического замещения; эластичность прямой линии. На рис. 13.1 мы видим, что прямая линия спроса в каждой точке имеет одинаковый наклон. Однако выше середины спрос эластичный, ниже середины спрос неэластичный. В точке, расположенной посередине, эластичность спроса равна единице. Об эластичности спроса можно судить по наклону только вертикальной или горизонтальной линии. ![]() Рис. 13.1. Эластичность и наклон - разные понятия 20) Теория поведения потребителя — часть экономической теории, посвященная тому, как отдельные потребители распределяют свои доходы при покупке товаров и услуг. Основной постулат теории состоит в том, что потребители стремятся максимизировать полезность, или удовлетворение, получаемое от расходования фиксированного дохода. ^ и предпочтения определяют, как вкусы и доходы потребителей наряду с ценами определяют их спрос на все товары и услуги. Согласно модели потребительского поведения каждый индивид выбирает объемы спроса всех товаров и услуг так, чтобы максимизировать свою полезность при заданных ограничениях, обусловленных имеющимся в его распоряжении доходом. Для этого потребители постоянно сравнивают полезность тех благ, которые им необходимы и доступны. ^ любого блага определяется приростом совокупной полезности, получаемым в результате потребления дополнительной (следующей) единицы данного блага. Закон убывающей предельной полезности гласит, что каждая последующая (предельная) порция блага все менее полезна с точки зрения индивидуума, а в результате и совокупная полезность всего блага для него снижается. Таким образом, если блага много, то оно ценится очень дешево, а именно по полезности последней (предельной) доступной потребителю порции этого блага. В нашем примере это полезность для потребителя последнего стакана воды, которая и определит его оценку полезности пресной воды. 1. При снижении цены товара Х потребитель может за те же деньги купить больше товара Х. В результате изменяется структура потребления. Эта эффект замещения. 2. При снижении цены товара Х потребители получают возможность воспользоваться увеличением реального дохода – прежнее количество товара они могут купить за меньшие деньги. Это эффект дохода. Эти два процесса происходят одновременно, но в экономическом анализе их целесообразно разделить. ^ – это изменение структуры потребления в результате изменения цены одного из товаров, входящих в потребительский набор. ![]() Графически зависимость между спросом на данный товар и на другие товары можно выразить так (ç). Если рассмотреть спрос на отдельный товар, то данный эффект выражается классической кривой спроса. Нужно учитывать, что степень влияния эффекта замещения определяется наличием товаров-субститутов. ^ а – это изменение реального дохода потребителя в результате изменения цены одного из товаров, входящих в потребительский набор. Эффект дохода графически выражается сдвигом кривой индивидуального спроса вправо, но это характерно только для нормальных или качественных товаров. ![]() 21) Предложение — понятие, отражающее поведение товаропроизводителя на рынке, его готовность предложить какое-либо количество товара за определённый период времени при определённых условиях. Величина предложения — количество товара, которое имеется в продаже при определённой цене. Предложение — определённое количество товара, которое продавцы готовы предложить в течение определённого периода времени. ^ : Повышение цен ведёт к росту величины предложения, а снижение цен- к её уменьшению. Эластичность предложения по цене – масштаб изменения величины предложения ( в %) при изменении цены на один процент. Коэффициент эластичности предложения — числовой показатель, отражающий степень изменения количества предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене. Эластичность предложения зависит от: особенности производственного процесса (позволяет производителю расширить производство товара при повышении цены на него или переключиться на выпуск другого товара при снижении цен); временной фактор (производитель не в состоянии быстро реагировать на изменения цен на рынке); зависит и от (не)способности данного товара к длительному хранению. ![]() ![]() |
![]() | Предмет и значение курса экономики предприятия В российской экономической науке и хозяйственной деятельности и которая изучает экономические процессы применительно к отдельному... | ![]() | 1. Предмет микроэкономики. Методы микроэкономики Микроэкономика – раздел экономической науки, связанный с изучением маломасштабных экономических процессов и явлений |
![]() | Общая характеристика условий функционирования предприятием В российской экономической науке и хоз практике экономика предприятия рассматривается как прикладная дисциплина, которая изучает... | ![]() | Международная экономика (МЭ) изучает процессы и явления экономической... Международная экономика (МЭ) – изучает процессы и явления экономической жизни общества, которые носят международный и в большей степени... |
![]() | Часть экономической науки, которая рассматривает вопросы одной экономической... Предмет и функции экономической теории. Разделы экономической теории. Методы экономической науки | ![]() | Часть экономической науки, которая рассматривает вопросы одной экономической... Предмет и функции экономической теории. Разделы экономической теории. Методы экономической науки |
![]() | Часть, раздел, область экономической науки, связанная с изучением... Методология: субъективистский, неопозитивно эмпирический, рационалистический, диалектико материалистический | ![]() | Вопросы к экзамену по дисциплине «Экономическая теория» Экономика как сфера жизнедеятельности общества. Экономические науки. Общая и частные экономические науки. Предмет и функции экономической... |
![]() | Курсовая работа На тему: «Фондовые биржи и их функции» Знание экономики жизненно необходимо любому, потому что без информированности в экономической области невозможно выжить в современном... | ![]() | Это комплекс научных дисциплин, изучающих экономические процессы... Экономическая география и регионалистика это комплекс научных дисциплин, изучающих экономические процессы и явления в территориальном,... |